Свислочская гимназия и ее выпускники




Во второй половине XIX века Свислочь имела образовательно-культурное значение.
         Крупнейшим образовательным учреждением на Гродненщине в рассматриваемый период была Свислочская гимназия.
         В 1803 году был образован Виленский учебный округ на литовских и беларуских землях Российской империи. Был открыт Виленский университет. С 1803  его  попечителем был Адам Чарторийский (крупный магнат, министр иностранных дел России). По предложению Адама Чарторийского от 18 сентября 1804 года было утверждено открытие Гродненской губернской гимназии в Свислочи. Начала действовать  гимназия 15 ноября 1805 года в качестве академической школы подчинён-ной университету в Вильно. Просуществовала она до  1845 года.
         Строительство гимназии закончилось в 1827 году. Строилась она  по проекту землемера Виленского университета Яна Шантора. Имела черты стиля ампир и коридорную планировку. Сейчас сохранился полностью южный боковой корпус и частично северный, который перестроен в административное здание.
         Весьма интересна история выбора места для этой гимназии, которым занимались чиновники Виленского учебного округа.
         Местечко Свислочь оказалось самым удобным для размещения гимназии по следующим основаниям. Из восьми предложенных для размещения гимназии пунктов – уездных городов – только Новогрудок, Слоним и Брест «могли быть названы уездными городами», а остальные уездные города только носили эти названия, а в действительности «не заключали в себе ни  порядочных помещений, ни достаточного количества жителей». Гродно же был отвергнут как лежащий на краю губернии, очень дорогой «по жизненным продуктам». Новогрудок – отвергнут потому, что «лежит на гористой возвышенности, без живой воды – не очень здоровый пункт». Расположение гимназии в Бресте было не выгодно, т.к. он находился на границе с Царством Польским.
         Выбор пал на Свислочь по следующим обстоятельствам:
1.     Центральное положение Свислочи в губернии;
2.     Здоровый климат (соседство Беловежской пущи);
3.     Дешевизна «жизненных продуктов».
Но главным обстоятельством было то, что граф Викентий Тышкевич, владелец Свислочи, вложил капиталы в это предприятие (1000 злотых), а также Свислочь была удалена от губернского начальства, что позволяло бы Виленскому учебному округу и учителям проводить научную и педагогическую политику, отличную от официальной.
        До 1828 года Свислочская гимназия располагалась в приспособленных деревянных помещениях.
         Организатором и первым директором гимназии был Ю.Коссаковский – политический деятель, педагог, литератор. Однако во главе школы он находился недолго. После него руководителем стал Гиацинт Крусиньский – учёный, доктор философии и переводчик французской литературы, он руководил школой около двадцати лет. Учителями гимназии были лучшие выпускники Виленского университета, как правило уроженцы Беларуси.   Помощником директора был учитель истории и морали Казимир Хроминьский; учитель физики и природоведения
Ян Вольский, автор множества публикаций по этим предметам, математик Антоний Суходольский, риторику и поэтику в гимназии преподавал уроженец Пинщины Леон Боровский (1784-1846г.), затем профессор этих же предметов в Виленском университете. Вместе с Леоном Боровским различные гуманитарные предметы в гимназии преподавали его брат Игнатий Боровский, а также уроженец Борисовщины Игнатий Шидловский – оба выпускники Виленского университета. Преподавателем латинского и греческого языков, а также античной литературы был также выпускник Виленского университета Максимилиан Якубович (1785-1853г.), позже профессор Киевского, затем Московского университетов;  французский язык – Иосиф Родзевич, немецкий язык – Ян Теодор, русский и российский язык Ян Неюне.
Учащиеся гимназии за успехи в учёбе и примерное поведение получали награды.
         Школа начинала свою работу при 46 учащихся. Сначала срок обучения был 6 лет. С 1825 года – семиклассное образование.
         В Свислочской гимназии преподавали следующие предметы:
- науку о христианстве;
- правила хорошего тона;
- землеустройство;
- топографию;
- общую и российскую статистику;
- сельское хозяйство;
- сельское строительство;
- грамматику польскую и российскую;
- географию;
- арифметику;
- языки: польский, русский, немецкий, французский, латинский,
    греческий;
- естествознание и физику;
- рисование;
- математику.
         В III – VI классах изучали науку красноречия, всемирную поэзию и литературу, мораль, право, политическую экономию  историю.
         Родителей и опекунов, отдававших в учение в гимназию своих детей уведомляли о следующем:
1.  Начало занятий – 1 сентября, опоздания и неготовность недопустимы.
2.  Детей можно брать домой на праздники с решения  дирекции гимназии.
3. После окончания учебного года ученику выдавался лист, показывающий его успехи в учении.
4.    Учащиеся гимназии должны носить только соответствующую академическую форму из сукна тёмно-синего цвета с воротником тёмно-синего цвета и с красным кантом; нижнее может быть белым, сероватым, чёрным, либо тёмно-синее; шапки тоже должны быть форменными, качество сукна по средствам. Без мундиров могли посещать школы только ученики I и  II классов. С 1834 года были введены пуговицы для мундиров  преподавателей и учащихся гимназий и училищ. 
5.     Родители и опекуны при выборе домашних надзирателей для молодёжи должны советоваться с помощником директора гимназии; надзиратели должны хорошо знать способности и успехи своих учеников. Даже ученики 4-го класса не должны быть упущены из-под надзора.
6.     Прибывающие в гимназию из дома ученики должны иметь свидетельства о прививке против оспы.
Жизнь в Свислочи, лишённая шумных развлечений, располагала к упорным занятиям, которым гимназисты посвящали шесть дней в неделю. Свой выходной учащиеся проводили чаще всего в окрестностях городка. Иногда их приглашали в летнюю резиденцию Тышкевича – Клепачи, где в распоряжение гимназистов предоставлялись парк и пруд.  Днём следовал обед из трёх блюд для школьников и из пяти для преподавателей.
         Уже в 1819 году в гимназии возникло «Научное общество», в которое входило 15 учеников старших классов. Председателем его был Дионисий Шлаевский, секретарём Григорий Вощилович. Своей целью молодые члены его ставили «усовершенствование отечественного языка и умножение произведений польского красноречия, писание сочинений о разных предметах». Затем в том же году образовалось «Моральное общество», основанное окончившими гимназию учениками и состоящими при ней в качестве домашних учителей. Это «Моральное общество» оказалось в сущности таким же невинным, как и гимназическое.
         В 1823 году в Свислочи возникло тайное общество «Согласные братья», преобразованное  затем в «Зарян». Члены всех этих обществ подвергались самым жестоким наказаниям. На особо провинившихся надели солдатские шинели и отправили в казармы.
Среди «добровольцев», отправлявшихся в Казань, как было отмечено в приговоре «по собственному желанию», находился и бывший питомец Свислочской гимназии, а после выпускник  филологического факультета Виленского университета, сын унияцкого священника из Берестовицы Осип Кавалевский. Кто мог тогда предполагать, что менее чем через десять лет он, побывав в Бурятии, Монголии и Китае, станет профессором Казанского университета, заведующим кафедрой монгольского языка, «основоположником монголоведения в России». В 1847 году Осип  Кавалевский был избран академиком Петербургской академии наук, почётным членом ряда научных обществ, а в 1855г. стал ректором Казанского университета. На протяжении многих лет он поддерживал связь с Свислочской гимназией. В 40-х годах XIX века из далёкой Казани он прислал  в Свислочь созданный им  уникальный «Манголо-русско-французский словарь», за который Петербургская академия наградила его  полной премией Демидова.
Знаменитым учёным стал и другой  выпускник Свислочской гимназии, уроженец Брестчины, Станислав Бандысь Горский (1802-1864г.). Окончив Свислочскую гимназию и медицинский факультет Виленского университета, он несколько лет был помощником профессора Я.Вольфганга, а в 1830г. ему доверили должность заместителя университетского ботанического сада, в котором было собрано около 7 тыс. редких растений со всех частей мира. В 1832 году С.Горский стал профессором ботаники и фармакологии Виленской медико-хирургической академии. Он составил каталог 1205 видов растений на латинском языке, поместил 10 видов рисунков растений, которые он впервые открыл и описал.
Поддерживал тесную связь с гимназией и Юзеф Игнатий Крашевский (1812-1887г..) – выпускник Свислочской гимназии 1829г., а затем студент философского факультета Виленского университета. В 1841 – 1851г. он выдал в Вильно журнал «Атенеум», который читался гимназистами.
Значительный след в истории Свислочской гимназии оставило восстание 1830 – 1831г. Немало её выпускников оказалось в рядах повстанцев. Наиболее знаменитые из них: Л.Зенкович, Р.Суходольский, В.Гельтман.
В.Гельтман – после поражения восстания жил в Брюсселе, стал одним из самых близких друзей Иахима Лелевеля, участвовал в революционных действиях 1846 – 1848  лет в Польше и Германии, был известным публицистом. Умер в Бельгии в 1874г.
Леон Зенкович родился на Полесье в деревне Ляхи в 1808г. Незадолго до начала восстания закончил Свислочскую гимназию и поступил в Варшавский университет. После поражения восстания как активный его организатор, вынужден был эмигрировать во Францию. Там он не останавливал своей революционной деятельности, которая была особенно активна  с 1831 по 1848 г. После революции 1848г. в которой он принял  активное участие, Л.Зенкович занимался издательской деятельностью, публицистикой, литературной работой. Вместе с С.Ворцелем Л.Зенкович помогал А. Герцену в создании Вольной русской редакции в Лондоне. Л.Зенкович оставил воспоминания о Свислочской гимназии  - «Пасядзелкі або апавяданні ля каміна», где с большой теплотой и любовью рассказывал о годах проведённых в Свислочи. Умер Л.Зенкович в Париже в 1870г. 
Кароткую, но яркую жизнь прожил другой участник восстания 1830-1831г., выпускник Свислочской гимназии Ройнальд Суходольский (1804-1831г.), родной брат известного художника-баталиста Януария Суходольского. Владелец  оригинального поэтического таланта, он прославился как автор популярных восстанческих стихов и песен. Погиб он в бою с царскими войсками в 1831г. В том же году вышел его сборник стихов – «Любимые песни».
В 1825году в Свислочской гимназии работал Ян Чечёт, который преподавал историю и географию. Во время восстания была попытка подготовить в Свислочи восстание с участием гимназистов, но план не удалось осуществить.
После поражения восстания 1830-1831г. громкая слава Свислочской гимназии пошла на убыль. Поредели ряды талантливых педагогов, уменьшился приток способных учеников. Одной из причин этого было закрытие (за участие студентов в восстании) Виленского университета в 1832г., открытие в апреле 1834г. светской гимназии в Гродно, которая с 23 ноября 1835г. стала называться губернской. Гимназия в местечке Свислочи стала называться уездной.
Тем не менее, уровень преподавания в ней оставался высоким, революционные волнения продолжались. Среди гимназистов ходила запрещённая литература, появились вольнодумные стихи, за что учеников отдавали в солдаты, исключали из гимназии, наказывали розгами. В 1845 году Свислочская гимназия была переведена в Шавли (теперь Шавляй) Ковенской губернии.
Осенью  1847г. в гимназию поступил будущий руководитель восстания 1863 года в Белоруссии и Литве  Константин Калиновский (учился по 1852г.). Его брат Виктор учился тут с 1841г.
В гимназии Константин Калиновский узнал о революционных традициях гимназии, что оказало большое воздействие на формирование его мировосприятия, проснулась пламенная любовь к родной земле.  Из стен Свислочской гимназии будущий революционер вынес  идею о совместной борьбе угнетённых народов во имя общей свободы. Большую роль в формировании этой идеи у Константина Калиновского сыграл его брат Виктор, с которым они жили во время учёбы.
В период восстания 1863г. из 13 гимназий и 3 прогимназий Виленского учебного округа были исключены 455 учеников, а на протяжении 1863г. из гимназий выбыло до 2000 человек. Осенью 1864г. Виленский генерал-губернатор Н. М. Муравьёв своей властью закрыл Новогрудскую, Койданскую и Поневежскую гимназии, Тельшевскую и Свислочскую прогимназии. Такова в основных чертах история первой светской средней школы на Гродненщине и судьба её лучших учеников.